Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times
Размер шрифта
A A A
Интервал между буквами
Нормальный Увеличенный Большой
Изображения:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Школа № 101 имени дважды Героя Советского Союза Кретова С.И."
  • г. Ростов-на-Дону, ул. Королёва, 25/3
  • +7 (863) 2-33-19-62, 2-76-39-69
  • school101@mail.ru
Школьная жизнь
Cведения об образовательной организации

Их именами названы…

Улица имени C. П. Королёва в г. Ростове-на-Дону

Проспект Королёва находится в Ворошиловском и Октябрьском районах г. Ростова-на-Дону, в основном проходит по Северному жилому массиву. Назван в честь советского учёного, конструктора ракетной техники Сергея Павловича Королёва.

Улица имени С. П. Королёва в г. Ростове-на-Дону

Королёв Сергей Павлович (1907–1966)
– российский учёный, конструктор, организатор ракетной и космической программ, основоположник практической космонавтики; действительный член АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии и Золотой медали им. К. Э Циолковского АН СССР.

Сергей Павлович Королёв (1907–1966)

Сергей Павлович Королёв (1907–1966)

Он родился на Украине, в городе Житомире 12 января 1907 года в семье учителя словесности Павла Яковлевича Королёва и Марии Николаевны Москаленко. С двух до десяти лет Серёжа воспитывался в Нежине под Киевом в большой купеческой семье матери. С 1917 г. жил с отчимом Григорием Михайловичем Баланиным и матерью в Одессе, где с их помощью осваивал школьную программу (мать и отчим были учителями). Затем поступил в двухгодичную профессиональную школу в Одессе и стал строительным рабочим — крыл черепицей крыши, столярничал. В 1924 году поступил в Киевский политехнический институт, а после второго курса перевёлся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) на факультет аэромеханики.

В 1929 году Королёв посетил в Калуге К. Э. Циолковского, чтобы проконсультироваться по вопросу полёта планера на сверхдальность, но учёный посоветовал Королёву заняться решением проблемы космического полёта. В качестве напутствия Циолковский подарил ему свою последнюю книгу «Космические ракетные поезда» и порекомендовал обратиться к инженеру Центрального аэродинамического института (ЦАГИ) Ф. А. Цандеру.

Когда Сергей Павлович познакомился с работами К.Э. Циолковского, он навсегда увлёкся космосом. Ему хотелось летать выше, быстрее и дальше, чем кто-либо до него. Но, чтобы достичь невиданных высот и скоростей, нужно было создать ракеты, ракетную технику.

Группа участников запуска ракеты ГИРД-Х (крайний слева С.П. Королев)

Через тернии к звёздам! Это известное выражение наиболее точно отражает жизненный путь Сергея Павловича. Встречи с лётчиком-испытателем М. Громовым, с создателем ракетного двигателя Ф. Цандером привели к тому, что уже 26-летний инженер-конструктор Королёв стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов первого в мире Реактивного научно-исследовательского института. В 1933 году в подмосковном посёлке Нахабино в небо взлетела первая ракета. Она поднялась на высоту всего 400 м. Но с этих метров начались тысячи километров космических полётов. Ракету запустили участники группы изучения реактивного движения во главе с Сергеем Королёвым.

Талант изобретателя плюс твёрдый бойцовский характер, умение зажечь и организовать таких же талантливых инженерно-грамотных людей вокруг своей идеи и неукротимое желание пробовать, испытывать всё самому, и даже привычка к риску – таким был ЭС. ПЭ., как в рабочем порядке называли его сослуживцы. А там, где был риск, он всегда старался провести эксперимент лично. Рассказывают, что во время испытания нового жидкостного реактивного двигателя, а дело это было новое и весьма рискованное, двигатели иногда взрывались, Королёв занял место в задней кабине самолёта. Двигатель на определённой высоте запустился, но… самолёт как-то неестественно пошёл на посадку. Сергея Павловича нашли в кабине с окровавленным лицом, он был ранен осколками всё-таки взорвавшегося двигателя. «Хорошо, что я летел сам, а то потом всё время терзался бы догадками, что не так», – говорил он уже в больнице, а через некоторое время продолжил испытания с повязкой на голове.

В 1938 г. С. П. Королёв был арестован по ложному доносу и осуждён на десять лет. Прошёл Бутырскую тюрьму (следственный изолятор № 2 г. Москвы), попал на Колыму. Но в марте 1940 г. был направлен в московскую тюрьму НКВД, где под руководством А. Н. Туполева (русский и советский авиаконструктор, тоже заключённый) работал над созданием бомбардировщиков, управляемой аэроторпедой, нового варианта ракетного перехватчика.

После войны под руководством Королёва были созданы первые баллистические и геофизические ракеты. 4 октября 1957 года сконструированная им ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этого дня и началась эра практической космонавтики.

Первый в мире искусственный спутник Земли (1957)

События развивались стремительно, чётко и слаженно работал созданный С. П. Королёвым Совет главных конструкторов. А сам Королёв не знал ни отпусков, ни выходных. На космодроме он готовил к пуску спутники и лунники, в своем конструкторском бюро обсуждал детали будущего. В 1959 году была отправлена в космос автоматическая станция «Луна-1» и «Луна-2», доставившая на Луну вымпел Советского Союза, «Луна-3» – впервые сфотографировавшая обратную сторону Луны, первые космические корабли с собаками на борту…

Королёв был требователен и строг. Но это сочеталось в нём с добротой и внимательностью к товарищам по работе. Как-то он увидел на старте инженера в лёгкой курточке на ноябрьском степном ветру. Вечером в вагончик, где жил инженер, пришёл мужчина со свёртком в руках. «Я – завхоз у Сергея Павловича. Тёплую одежду принёс. Велел одеть тебя в меховую куртку и брюки».

Еще в 1935 году Королёв писал: «Будет процветание ракетного дела, будет и то время, когда первый земной корабль впервые покинет Землю». И это время пришло. 12 апреля 1961 года человек планеты Земля, Юрий Алексеевич Гагарин, преодолев земное притяжение с помощью ракетоносителя «Восток-1», ворвался в космическое пространство. С этого полета началась эра пилотируемой космонавтики:

С.П. Королев и Ю.А. Гагарин

6 августа 1961года – «Восток-2», первый суточный полёт (25 ч. 18 мин.), Герман Степанович Титов (СССР);

11 августа 1962 года – «Восток-3», первый групповой полёт двух кораблей, рекорд продолжительности полёта – 94 ч. 25 мин., Андриан Григорьевич Николаев (СССР);

12 августа 1962 года – «Восток-4», сближение с «Восток-3» до 6 км, Павел Романович Попович (СССР);

14 июня 1963 года – «Восток-5», второй групповой полёт двух кораблей. Рекорд продолжительности полёта = 119 ч. 6 мин., Валерий Фёдорович Быковский (СССР);

16 июня 1963 года – «Восток-6», первая женщина в космосе, 2 дня 22 ч. 50 мин., Валентина Владимировна Терешкова (СССР). Сближение с «Восток-5» до 5 км. В. В. Терешкова оставалась единственной женщиной-космонавтом до 1982 года;

12 октября 1964 года – «Восход», первый полёт многоместного космического корабля, 1 день 0 ч. 17 мин. Космонавты: Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров (СССР).

И всё впервые и во всём первые! А конструкторская мысль С. П. Королёва работает на будущее, на создание орбитальной станции «Союз»!

Увы, Главному Конструктору было отпущено не много времени. Такой напряжённой работы, бесконечных переездов из Москвы на Байконур, такой объём задуманных проектов не смогла вместить одна человеческая жизнь. Его сердце остановилось 14 января 1966 года…

Сергей Павлович Королёв прожил наполненную событиями, но почти секретную жизнь. О нём ничего не знали современники, никаких сведений о Королёве не давали энциклопедии и справочники. Знали его под именем Главный Конструктор, узнавали о нём по рассказам космонавтов. «Человек мощного ума, великой воли, огромного интеллекта, колоссальных знаний. Но прежде всего – громадного таланта. При жизни его имя берегла тайна…» (А. Лиханов). Лишь после смерти в 1966 году мир узнал его имя.

«Звёздный городок» в Ростове-на-Дону

В 70-е годы теперь уже прошедшего века, наш город огромными темпами разрастался от Дона во все стороны – и на запад, и на восток, и особенно на север. Ворошиловский район Ростова-на-Дону был основан Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1985 года.

Будущая площадь Королёва, 70-е годы.

Несколько микрорайонов в северной части района образуют Северный жилой массив.

Начало проспекта Королева (март 1982 г.)

Начало проспекта Королева (март 1982 г.)

В эти же годы весь мир восхищался беспримерным подвигом советского народа – прорывом в Космос. Имя первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина звучало на всех языках мира. И, наверное, это вполне закономерно, что на карте нашего города появился свой «звёздный городок»: улицы Стартовая, Космическая, Орбитальная, проспект Космонавтов, улицы имени героев-космонавтов Волкова, Добровольского, Пацаева, Беляева, Комарова и, конечно, проспект Королева, и площадь Королёва.

Сегодня, мы, ростовчане, и гости нашего города, едем, гуляем по современному, красивому проспекту имени академика Королёва, не всегда вспоминая (а может и не зная) «каким он парнем был!», Человек, с именем которого тесно связаны понятия «ракетостроение», «космонавтика» и гордое «Впервые в мире!».

Места в России связанные с именем С. П. Королёва:

В Житомире, в Москве, на Байконуре и в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский государственный аэрокосмический университет, наукоград в Московской области (бывший город Калининград), улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, крупный кратер на Луне.

Интересные факты:

•Следуя этапом из Бутырской тюрьмы на Колыму, Королёв некоторое время находился в Новочеркасской тюрьме.

•Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка», не было свободных мест, Это спасло ему жизнь: пароход попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.

•В последние годы жизни С. П. Королёв всегда носил в кармане две монетки, они помогали ему справиться с волнением в самые трудные минуты. Уходя последний раз на операцию в больницу, он пересмотрел все карманы, монеток не было… А через два дня не стало и самого Сергея Павловича.

Использованная литература.

Асташенков, П. Главный конструктор

• Асташенков, П. Главный конструктор [Текст] / П. Асташенко. – Москва : Воениздат, 1975. – 286 с. : ил.

• Бибиков, Ю. Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События. Ворошиловский район [Текст] / Ю. Бибиков. – Ростов-н/Д: «Папир плюс», 2010 . – С. 85-87.

• Буйновский, Э. Повседневная жизнь первых российских ракетчиков и космонавтов [Текст] / Э. Буйновский . – Москва: Молодая гвардия, 2005. – 308 с.

• Рыжов, К. Сто великих россиян [Текст] / К. Рыжов . – Москва: «Вече», 2000 . – С. 602-608.

• Хайрюзов, В. Юрий Гагарин [Текст] Колумб вселенной / В. Хайрюзов. – Москва: «Вече», 2011. – 368 с.

• Лиханов, А. Сын России [Текст] / А. Лиханов // Путеводная звезда. – 2014 . – № 3. – С.79-80.